Сентябрь –
октябрь – самое трудное время для первоклассников. Идет постепенное привыкание
к школе, и каждый маленький ученик сталкивается на этом пути со множеством
проблем, на которые реагирует по-своему. Задача взрослых на этом этапе школьной
жизни – не ужасаться, не ускорять превращение дошкольника в школьника, быть
рядом и незаметно помогать. Ничего особенного, множество житейских мелочей, но
именно они спасают от страха передшколой. Надо лишь с внимание отнестись проблемам первоклашек, если мы
уже сами забыли, как это бывает трудно вначале.
Штрихи к
портрету первоклассника. В это время одни дети могут быть очень шумными,
крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут
вести себя развязно с учителями, дерзить, капризничать. Другие очень скованны,
робки, стараются держаться незаметно, при малейшей неудаче или замечании
плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к
занятиям, предназначенным для очень маленьких детей. Резко увеличивается
количество заболеваний. Некоторые дети к середине дня оказываются уже
переутомленными, поскольку школа для них является стрессогенным фактором, на
протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления.
Чтобы определить,
как можно помочьребенку адаптироваться
к школе, надо знать некотрые психологические особенности возраста 6-7 летнего
ребенка. На этом возрастном этапе повышается подвижность нервных процессов,
отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и
торможения. Но процессы возбуждения все еще преобладают над процессами
торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников,
как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость.
Детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те,
которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении
мелких движений при письме. В целом большинство детей испытывают высокую
утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного
возраста школьными нагрузками (приходиться много сидеть, вместо того, чтобы
двигаться).
Развитие
мышления способствуетпоявлению нового
свойства личности ребенка – рефлексии, то есть осознание себя, своего положения
в семье, в классе, оценки себя как ученика = хороший или плохой. Эту оценку
«себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему близкие, окружающие люди.
В этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как
чувство социальной и психологической компетенции или при неблагоприятных
условиях – социальной и психологической неполноценности.
Существует
несколько основных причин, вызывающих и длительную адаптацию детей к школе.
Трудностиадаптации могут быть связаны с
отношением родителей к школьной жизни ребенка. Другая наиболее распространенная
проблема – уход ребенка от деятельности, в себя, в свой внутренний мир,
фантазии. Однако наиболее распространенными в этот период являются жалобы не на
плохую учебу, а на плохое поведение, что особенно характерно для детейс высокой потребностью во внимании.
Понятно, что
увиденные проблемы не решаются сами собой и нужно решать их как можно скорее, в
самом начале школьной жизни. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима
моральная и эмоциональная поддержка со стороны родителей. Его надо не просто
хвалить, а поменьше ругать. И хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Ни
в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с
требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных учеников.
Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно –
улучшение его собственных результатов. Лучше всего смешать фокус внимания с
учебы, на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение
школьных праздников, дежурств, экскурсий.
Помочь
родителям преодолеть последствия трудной адаптации могут и следующие простые
советы. Спокойно будите своего
ребенка, помните, что с утра он должен услышать ваш ласковый голос и увидеть
вашу улыбку. Не торопите его с
утра собираться в школу, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и
оплошности, даже если вчера предупреждали.
Пожелайте ребенку успехов, подбодрите его – ему весь день учиться. Не
отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется
много поработать.
После школы дайте ему расслабиться, не
встречайте вопросами: «Ты хорошо себя вел?», «Что ты сегодня получил?», вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого
рабочего дня, многочасового общения с людьми.
Если же ребенок чересчур возбужден или
жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь: это не займет много времени. Если
видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, путь успокоится,
тогда и расскажет все сам.
Выслушав замечания учителя, не
торопитесь устраивать ребенку взбучку. Постройтесь, чтобы ваш разговор с
учителем происходил наедине. Кстати, всегда полезно выслушать обе стороныи не торопиться с выводами.
После школы не торопитесь сажать ребенка за уроки, он
должен два - три часа отдохнуть. Самое
оптимальное время для приготовления уроков с трех до пяти часов дня. Во время
приготовления уроков делаете черезкаждые20-25 минут небольшие
перерывы - дайте ребенку возможность побегать и поиграть. Повремените несколько
месяцев с записью ребенка в секцию или кружок – дайте ему возможность
адаптироваться к новому образу жизни.
Если же считаете,
что помощь психолога вам необходима, то психологи Центра
социально-психологической помощи населению «Ариадна» всегда готовы оказать вам
квалифицированную психологическую помощь.
Мы ждем вас по
адресу: ул. Спасская, д. 5, тел. 7-91-51.